Развитие активности ребенка в двигательной деятельности

(рекомендации для родителей детей младшего школьного возраста).

Подготовила: инструктор по физической культуре: Александрова. О. В.


Основная цель взаимодействия взрослого с ребенком для двигательного развития последнего – это формирование у него чувства « двигательной радости». Главное– связать его положительные эмоции с ощущениями , получаемые вовремя движений. Это усилит потребность получения удовольствия через физическую нагрузку. Она остается с ребенком на всю жизнь и не вытесняется потом другими видами получения удовольствий (например ,от еды ,просмотра телевизора, пассивных развлечений (и. т. п.).Так формируется представление об образе жизни, в котором движение –предпочитаемый вид времяпровождения, оно позволит в последствии преодолеть явления гипокинезии , а значит ,сохранит в будущем его здоровье.

Следует помнить так же о том, ребенок обладает естественной биологической потребностью в движении, удовлетворять которую следует ежедневно . Ограничения же в движении ,уменьшение их интенсивности и объемов ,напротив, могут навредить ,вызвать астенические синдромы ,нарушить деятельность функциональных систем организма.

Направленность и виды двигательной деятельности с детьми могут быть разнообразны по форме ,функциям и решать различные задачи.

1.Развитие общей выносливости .

Отдельной задачи –развития выносливости –в этом возрасте еще нет. Она входит составной части в общее укрепление организма. Главное, о чем следует помнить, то, что наиболее эффективно эта задача решается в аэробных режимах, т.е. при аэровинтиляции легких на открытом воздухе.

Это должны быть большие (но в пределах возможностей ребенка) по объему движений нагрузки ,при их невысокой интенсивности .Очень хорошо для этого подходят пешие прогулки на расстоянии 2-3 км. Это могут быть и подвижные игры на воздухе ,длительные по времени проведения. Ориентацией на величину нагрузки служат вегетативные реакции организма: изменение окраски кожных покровов, выступающий пот нежелательны. т.к. они свидетельствуют о большой нагрузке.

2.Тоническая стимуляция.

Тоническая регуляция необычайно важна в раннем и младшем дошкольном возрасте. Прикосновения дают внутренную картину благополучия существует даже особая разновидность потребностей .

3.Сенсорно чувственные впечатления.

Есть группа действий и игр , которые кажутся взрослому совершенно бесполезными для развития ребенка: копание в луже и песке, хождение в темноте, или с закрытыми глазами или задом наперед, висение вниз головой ,ползание в пододеяльнике, закручивание в шторы и. т.д. Требуется большое понимание ,чтобы проникнуть в суть данного процесса: ребенок «копит» подобные впечатления ,чтобы они привели в порядок его сенсорное восприятие, оно как бы уточняется, его движения и действия согласовываются с особенностями окружающего пространства .Это вам уже известно, что песок рассыпается, а на шкаф нельзя запрыгнуть с пола. Следует очень понимающе относиться к этим действиям ребенка.

4.Изучение схемы тела.

Изучение собственного тела и его двигательных возможностей становится к 3-4 годам объектом самостоятельной исследовательской деятельности ребенка. К 5 годам первые представления об этом уже имеют оформленный вид. Взрослый использовать данную естественную потребность для развития у него координат. Важно научить ребенка использовать свое тело в качестве ориентира по осям: вверх- вниз, влево-вправо, вперед-назад и связать эти представления с соответствующими речевыми понятиями. Здесь помогут задания типа: «Пойди направо», «Положи ленту сверху себя » , «Сделай так, чтобы мячик был под тобой», «Встань так ,чтобы стул был у тебя сзади». Эти несложные ,на первый взгляд ,задания вызовут у ребенка много затруднений, так как ему придется ориентироваться в речевой инструкции без опоры на наглядность, а значит ,использовать для этого воображение, что возможно только к 3 годам.

5.Изучение свойств и параметров окружающего пространства.

Эта задача не требует специальной работы, так как до 12 лет в ребенке «живет» особая потребность в изучении незнакомого пространства и его свойств. Как правило ,оно протекает в стихийных и спортивных движений, нужно только предоставить ребенку эту возможность .Особое затруднение предоставляет изучение качеств трехмерности пространства – здесь каждый взрослый должен найти для себя и своего ребенка оптимальный баланс безопасности. Исключить движения по вертикали так или иначе невозможно ,поэтому лучше дать этот опыт движения и понимания высоты и ее особенностей. 6.Развитие качеств движения.

Особой работы по качеству движения в этом возрасте не ведется.Однако каждому родителю хочется, чтобы его ребенок красиво и гармонично двигался. Главным препятствием к этому служит скованность. Если нет органических нарушений ,основная причина скованности-недостаток разнообразного двигательного опыта. Как правило «неуклюжим» считаются дети, которые мало двигаются. Лучший способ разнообразить движения ребенка – отойти от однообразных бегания , катания на качелях, на каруселях и. т.п.-дать ему задания на координацию-согласование и равновесие –балансировку. Они содержать сложную двигательную задачу, которая наилучшим образом будет развивать тело.

7.Движения с предметом.

Предмет значительно перестраивает движение и действия ребенка. Он не просто стимул или «партнер» .Он скорее, действует как двигательная задача, которая усложняет требования к выполнению движения, заставляя все время учитывать свойства предмета и подстраиваться под него. Орудийные действия ( пользование ложкой ,открывание крана, подметание) тоже хороши для этой цели ,но они быстро переходят в автоматизм .Развивают движения , требующие постоянной постройки .Лучшим предметом служит мяч-он круглый, упругий , скользкий, он движется по сложным траекториям , непредсказуем при отскоке и динамически активен. Диапазон действий с ним широк: ловля, отбивание, метание, качание, подбрасывание, удержание на балансировку, жонглирование и. т. д.

8.Развитие мелкой моторики рук.

Развитие речевых центров в головном мозге тесно связано с мелкой моторикой рук, а зона «представленности» проекции кисти в коре больших полушарий одна из самых больших. Поэтому развитие мелкой моторики рук выделено как отдельная задача. Всем известны пальчиковые народные игры «Сорока-сорока», «Пальчик-пальчик» и. т.п., направленные на стимуляцию пальцевой зоны кисти. Не следует забывать ,что к очень хорошим средствам относятся обычные бытовые действия-вырезание при помощи ножниц или простое рвание бумаги, шитье, накладывание, собирание мелких предметов(например ,рассыпанного зерна)и. т. п. Главное, не забывать и про мизинец и безымяный палец, которые в обычных бытовых действиях практически не учавствуют,а так же про зеркальную активизацию левой руки.

Желательно, как можно раньше, до того как ребенок уже освоил стереотипы движений, определить праворукость или леворукость ребенка . Затем при работе с моторикой большое внимание уделять предыдущей руке ,поскольку данная работа наиболее благотворительно сказывается на деятельности мозга и работе высших психических функций.

9. Развитие мимики лица.

Развивая мимику ребенка, мы решаем две главные задачи. Первое это развитие эмоциональной выразительности и экспрессии, что служит и средством отображения эмоций, и важным аспектом общения, ведь чтобы быть в общении понятным нужно уметь « быть выразительным». « Застывшее» лицо редко бывает привлекательным, оно не располагает к контакту. Вторая- развитие артикуляционного аппарата, подвижности рта, участвующего в правильной постановке звука и влияющего на дикцию. Сюда могут войти элементы из эмоциональной психогимнастики: « Как мишка сердится?», « Как зайчик боится?», « Как ослик грустит» и.т.п. главное, чтобы взрослый мог дать при этом правильный образец. Годятся и элементарные упражнения из артикуляционной гимнастики : « Сложить губки горкой», « Помахать языком» итд., хороши и упражнения по звукоподражанию: « Как рычит мотор?», « Как цокают копыта?». Очень хорошо сочитать подобные упражнения с простыми движениями рук – это усиливает развивающий эффект.

10. Овладение собственным поведением.

Следует помнить, что организуя двигательную деятельность мы , имеем возможность решать не простую для маленького ребенка задачу – регуляцию своего поведения. Волевые усилия в этом возрасте совершенно не возможно, но первые элементы саморегуляции ребенок проявляет именно в подвижной игре, когда возникают противоречия между желаниями и необходимостью, он выбирает последнее. Примером может служить игра в « Прятки» - велико желание обнаружить себя, но постепенно время ожидания увеличивается. Тоже относится к любой групповой игре с правилами, где все время есть требования либо по ограничению двигательной активности, либо по согласованию своих действий с действиями других, что так же идет в разрез с желаниями ребенка.

Уважаемые родители, двигательное развитие ребенка и развитие его самого через движение – приоритетное направление в работе с ребенком до 5 лет. Пик двигательной активности ребенка и соответственно двигательной потребности приходится на 2-3 года. Об этом не следует забывать. От того, как будет организованна ваша работа в области движения, зависит и общее развитие ребенка, а будущее от того фундамента, который вы заложите сейчас

Ход занятия

  Содержание занятия

Дозировка

1.

2.

3.

-Здравствуйте!

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в горы. Впереди нас ждут большие трудности, препятствия. Чтобы их преодолеть, нужны сила, ловкость, быстрота, упорство.

-Равняйсь! Смирно! Направо! В обход по залу шагом марш!

-Впереди у нас поляна. С высоким подниманием колена марш!

-Надо пройти коряги. Змейкой шагом марш!

-Сейчас у нас на пути большая паутина. С перешагиванием марш!

-Альпинисты должны уметь быстро бегать. Приготовились к бегу. Легким бегом марш!

-По диагонали, с ускорением марш!

-Спокойной ходьбой марш!

-А перед тем, как подняться в гору, нам надо сделать разминку.

1.Руки вверх поочередно,

Делать просто и удобно.

И.п.-О.с.:1-руки через стороны вверх.

2.-И.п.

2.Раз,два,три,четыре

Расправляем плечи шире.

И.п.- ноги врозь:

1-2 отведем согнутые руки в стороны,

3-4 прямые руки в стороны.

3.Будем дружно приседать

Наши ноги укреплять.

И.п.-О.с.:1-присед,руки вперед

2.-И.п.

4.Выше ноги поднимай

От друзей не отставай

И.п.-ноги врозь, руки перед собой

1. –поднимаем правую ногу,касаемся левой руки.

2.-И.п

3-4-то же с другой.

5.И направо, и налево-чтоб ничто не заболело.

И.п.-сед, ноги скрещены,руки на поясе.

1.-поворот вправо,

2.-И.п.

3-4-то же влево.

6.Будем ноги поднимать.

Силу, ловкость, развивать.

И.п.-лежа на спине,руки за головой.

1.-поднимаем прямые ноги вверх.

2.-И.п.

7. Вперед- назад

Все дружно в ряд.

И.п.- лежа на животе, руки вытянуты вверх.

Раскачивание вперед - назад.

8. прыгать будем мы сейчас,

Тренировка просто класс.

И.п. – О.с.: руки на поясе.

1,2,3 – прыжок на месте.

4 – прыжок с поворотом вокруг себя.

Перестроение в колонну по одному.

- А вот теперь отправимся в горы.

- Сегодня мы с вами должны будем учиться сохранять равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке боком, приставным шагом.

Подлезть под скамейкой. Пролезть в туннель любым способом.

В конце поиграем в игру.

Показ ребенка.

$11.      Дети лезут по доске, сохраняя равновесие.

$12.      Проходят боком по скамейке ( доходя до конца скамейки) прыгают на двух ногах на мат.

$13.      Подлезают под скамейкой.

$14.      Пролезают в туннель любым способом.

- В шеренгу по одному становись! Равняйсь! Смирно!

- На 1 и 2 рассчитайсь!

- Вторые номера 4 шага вперед. Налево!

- Назад сомкнись!

- Сейчас мы с вами посоревнуемся.

Эстафета « Альпинистские снаряжения»

- Впереди у нас стоит рюкзак, а рядом с вами на стульчике альпинистские снаряжения. Вы должны каждый по одному предмету положить в рюкзак, а последний участник несет рюкзак со с снаряжениями.

- Вот мы и добрались до вершины горы.

- Давайте вместе погуляем, понюхаем цветы ( вдох – выдох).

- А теперь ляжем и послушаем шум ветра, пение птиц ( Релаксация. Под музыку дети отдыхают).

Построились! Равняйсь! Смирно!

- Кем мы были сегодня?

- Чем мы занимались?

- Налево! В обход по залу шагом марш!

- До свидания!

10 минут

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

15 минут

Круговая 2-3 раза

2 раза

7 минут

3 минуты