Учитель- логопед МАДОУ ЦРР

Детский сад №7 "Улыбка" г. Бирска

Кустикова Л.Н.

             Речевая среда – это что?


                   Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!
          Ребенок родился.  Мама, наклонившись, говорит доброжелательным  тоном, одобряя его движения: «Да, так, молодец у тебя все получится». Другие порицая: «Нет, так не надо, нельзя так делать!» и одно-двухмесячный малыш по каким-то неуловимым признакам догадывается, когда его хвалят, когда не одобряют. Ребенок чувствителен к мимике, жесту, позе, но еще более чувствителен к слову.    
         Речевое общее- это обмен информацией, где всегда участвуют двое. Перенимая речевое общение, установившуюся среди близких ему людей, ребенок перенимает речевое поведение взрослых и несет это с собой в жизнь - в детский сад, школу, во двор…
Речевое поведение не рождается само себе, его необходимо формировать с раннего возраста и родители могут сделать очень многое.    
         Что такое речевая среда. Это те речевые потоки, которые окружают ребенка.
         Откуда льются эти потоки? Из уст близких ребенку людей - мамы, папы, бабушки, дедушки, старших братьев и сестер, из уст педагогов и сотрудников детского сада, просто посторонних людей: соседей, дворовых ребятишек ит.д. ребенок слышит речь когда смотрит телевизор, видеомагнитофон, слушает радио, посещает театр, ему читают книги.
           Изолировать малыша от речевых потоков невозможно, да и не нужно, ведь его речь формируется на их основе. Ребенок оказывается в речевой среде сразу после рождения. Но какая это среда? Какого качества речь слышится в ней? Чистота речи ребенка, правильность его речевых высказываний, культура выражений  полностью зависят от среды. Ребенок (точнее его речевая функция) сам не занимается отбором чистых речевых потоков. Он вбирает их такими, какие они есть.
      Если ребенок находится в окружении грубой речи - близкие ему люди хамят друг другу, сквернословят, искажают речь- то его речь строится на грубом, грязном речевом материале. Ребенок воспринимает такую речь как норму, усваивает ее и конечном счете у ребенка останется искаженная речь, исправить которую в последующем будет трудно и невозможно.
        Из-за грубой искаженной речи, вынесенной их детства, взрослый человек много раз будет страдать, окажется перед мелкими и  крупными проблемам в общении с людьми. Давайте задумаемся еще вот о чем. Ребенок усваивает речь вместе с окружением, с теми отношениями, которые вкладывают в нее взрослые, то есть наблюдается прямая связь между речевой средой и формированием характера ребенка. Грубость и хамство, зло и неприязнь, недовольство и страх, ненависть и беспощадность- весь этот нравственный негатив, отраженный в речи словами и интонацией воспитывает в ребенке грубость, хамство, злость.    
          И берет это начало в раннем детстве. Речевое поведение «впитывается», усваивается на уровне знания, а на уровне образа жизни, усваивается ребенком в качестве эталона речевого поведения и воспринимается в конфликтных ситуациях и даже неконфликтных.
          Но это еще не все. Исследования английских психолингвистов доказали, что репрессивный характер речи (дикторский, безапелляционный тон, штампованные назидания, издевательские обращения, бестактные замечания, грубые одергивания, угрозы, запугивания) взрослых (родителей, педагогов и т.д.) пагубно отражается на интеллектуальном потенциале личности, а толерантная (мягкая, убеждающая, разъясняющая) манера обращения с ребенком повышает его способности. Значит, речевое поведение взрослых определяет не только речевое, и интеллектуальное развитие ребенка.
         А как обстоит дело в вашей семье?
          Чего больше в вашей речи к ребенку: словесных угроз или словесных «поглаживаний», формул вежливости? Ведь словесные «поглаживания»- «смазка», без которой человеческие отношения заскрипят. Какие речевые потоки «льются» на вашего малыша?
        Подумайте, пожалуйста, об этом и позаботьтесь о том, «чтобы  речевые потоки, которые будут «литься» в окружении него, и те, которые взрослые адресуют друг другу,- были чистыми, честными, несли доброе чувство и взаимопонимание», - так писал в своей книге замечательный грузинский педагог, прекрасный отец и дедушка Шалва Александрович Амоношвили.

                 Предлагаем вам выяснить «запасы» ваших речевых средств и проследить, сколько их достается вашему ребенку в течение дня.
          Разделите лист бумаги пополам. На одной половине вспомните, и запишите все  добрые и вежливые слова, которые вы слышали с детства, запомнили в школе, употребляете сейчас. А другой стороне запишите слова и выражения, которыми «воспитывали», ругали и обзывали нас взрослые.
           А теперь подчеркните все слова, которые вы используете в общении с вашим ребенком. Каких слов больше?
          А теперь попробуйте подсчитать, сколько упреков, угроз, одергиваний, приказов… получил ваш малыш за день от взрослых. И сколько получил ласковых слов, похвалы, комплиментов, вежливых обращений и т.д. Сравните результат.

             Успехов Вам в воспитании ваших малышей!!!