ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА РЕЧЬ СВОЕГО РЕБЕНКА


Учитель-логопед МАДОУ ЦРР

Детский сад №7 «Улыбка»

Чекунова Н.Ю.


Уважаемые родители!

Вы хотите, чтобы ваш ребенок, став взрослым, добился в жизни успехов, сделал блестящую карьеру, преуспевал в бизнесе?

Конечно же, дорогие папы и мамы, бабушки и де­душки, вы хотите, чтобы ваш малыш состоялся как лич­ность, чувствовал себя свободным и уверенным всегда и во всем.

Тогда учите вашего ребенка говорить! Говорить он дол­жен правильно. Ведь учась говорить, ребенок учится логи­чески мыслить. Не заглядывая в отдаленное будущее, по­пробуйте оценить сегодняшнее состояние речи своего малыша. Часто можно услышать, как взрослые говорят ре­бенку: «Что же ты не научишься правильно говорить? Все твои товарищи уже хорошо говорят! И ты старайся. Ска­жи: Миша надел шубу, шапку и пошел в сад». Ребенок очень старается, ему хочется сказать правильно, но он не умеет произносить ш, ж, и у него получается: «Миса надел субу, сапку и посол в сад».

Ребенку нужно умело и вовремя помочь, а не ограни­чиваться выговорами. Вы заметили, что сверстники смеют­ся над неправильной речью малыша? В таких случаях ребе­нок может постепенно обособиться от сверстников, что еще больше задержит развитие речи и отрицательно повлияет на его характер: он станет раздражительным, замкнутым, обидчивым.

Некоторые дети начинают безобразничать, выис­кивая, чем бы заняться, пока все остальные читают и расска­зывают.

Неправильное произношение приносит ребенку много огорчений и трудностей в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Недостатки устной речи очень час­то влияют на письменную речь. Ребенок плохо справляет­ся со звуковым анализом слов, часто вместо одной буквы употребляет другую, пишет так, как говорит.

А если ваше любимое чадо уже получило прозвище «Картавый» или «Шепелявка», не ваша ли в этом вина? Уделяете ли вы должное внимание тому, чтобы ребенок вовремя научился четко выговаривать все звуки и овладел правильной речью?

Чистое произношение, лексическое богатство, грамма­тически правильная и логически связная речь – заслуга прежде всего семейного воспитания. И, напротив, недоста­точное внимание к речи ребенка нередко становится глав­ной причиной дефектов произношения, невыговаривания или искажения звуков.

Устранить такие дефекты, сформировать и закрепить правильную артикуляцию звуков вашему ребенку помо­гут и логопед, и педагоги-воспитатели дошкольных учреждений: И все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи вы должны взять на себя.

Трудных звуков, как правило, девять – свистящие с, з, ц, шипящие ж, ч, ш, щ и сонорные л, р. Они позднее, чем другие звуки, осваиваются детьми, а некоторые из них вооб­ще могут не получаться у ребенка без помощи взрослого.

Разобравшись, почему не даются ребёнку трудные звуки, вы сможете вовремя забить тревогу и обратиться к логопеду.

От вас же, любящие родители, потребуется «совсем немного» – набраться терпения, заинтересовать ребенка и включить его в целенаправленную работу. При этом нельзя забывать элементарные принципы обучения:

$1·         Ребенок должен учиться, играя.

$1·         Принуждать ребенка заниматься нельзя. За­нятия дадут наилучший результат при сочетании разных приемов обучения.

$1·         Обучающий может научить обучаемого, толь­ко если сам в достаточной мере владеет материа­лом, сам произносит звуки правильно.

В сотворчестве с ребенком вы можете добиться много­го: научите его отличать правильное произношение от де­фектного, контролировать собственное произношение и оце­нивать качество звуков, различать звуки на слух и воспро­изводить их правильно; поможете ему сформировать речедвигательные навыки, развить внимание, память и интел­лект; подготовите его к освоению письма.

Успехов вам!