Как преодолеть задержку речевого развития


Учитель-логопед МАДОУ ЦРР

Детский сад №7 «Улыбка»

Чекунова Н.Ю.


Речь является важнейшим психологическим процессом, формируемым на первых годах жизни. Что касается процесса становления речи, то он всегда индивидуален и на него воздействуют многие факторы: деятельность головного мозга, пол ребенка (мальчики начинают намного позже разговаривать, чем девочки), физиология, социальная среда, психологическая связь с матерью и т.д.

За формированием речи нужно пристально следить, провоцируя малыша произносить звуки и слоги, поскольку благодаря именно процессу общения взрослого с ребенком и формируется потребность развивать свою речь. Сущность задержки развития речи (ЗРР) у малыша заключена в отставании от возрастной нормы в развитии речи в возрасте до четырех лет. Дети с ЗРР буду овладевать навыками речи так же, как и другие ребята, но при этом происходит значительный сдвиг возрастных рамок.

У логопедов, психологов, дефектологов и неврологов о недоразвитии речи есть свое, тревожное, мнение, которое основано на том, что от речи будет зависеть психологическое развитие малыша в общем, а также она влияет на то, как будет формироваться сфера межличностного взаимодействия.  От речи также зависит развитие процессов познания у крохи: памяти, мышления, воображения, внимания.

Одной из причин возникновения ЗРР у малыша является невостребованность речи. Это случается тогда, когда с крохой мало разговаривают или же пытаются предугадать все его желания, и общаются с ним так, что у ребенка не происходит формирование потребности выражать свои эмоции и требования посредством слов.

Кроме того, ЗРР может быть обусловлена на генетическом уровне. В этом случае, нервные клетки, которые отвечают за речь, созревают в замедленном темпе. Не стоит забывать и о заболеваниях и поражениях головного мозга (различные травмы, гипоксия, инфекционные заболевания, которые были перенесены в утробе матери, во время родов или на первом году жизни).

Следующая причина появления ЗРР – нарушение слуха. Становление речи происходит на основе услышанного, и если у малыша проблемы со слухом, возникают трудности и с воспроизведением слов, то есть непосредственно с речью.

Задержка речевого развития имеет различную степень выраженности.  У одних детей  это просто отставание в темпе развития речи, т.е. временное состояние, которое при систематических занятиях проходит без последствий. У других задержка речевого развития связана с ранним органическим поражением. Общее недоразвитие речи в таких случаях не всегда удаётся преодолеть в дошкольном возрасте, и тогда требуется обучение в специальных школах для детей с тяжелыми речевыми расстройствами.

При задержке речевого развития родителям следует обратиться за консультацией к детскому психоневрологу и логопеду, так как в большинстве случаев требуется комплексное медико-педагогическое воздействие.

Если такая консультация по каким-то причинам невозможна, не ждите когда ребенок «сам заговорит». Помните, только своевременная помощь даёт положительный результат. Независимо от степени выраженности задержки речевого развития, приёмы занятий на начальном этапе одни и те же.

Прежде всего, выясните, понимает ли малыш обращенную к нему речь. Если он с трудом  воспринимает обращения типа «дай», «положи», «возьми», «откуда», «куда» и т.п., надо развивать понимание речи, увеличивать пассивный словарь.

Каким образом? Самый первый и надёжный способ - многократное обговаривание  различных бытовых ситуаций (умывание, прогулка, обед). Вот, например, как происходит обговаривание процедуры умывания: «идём умываться. Давай откроем кран. Нет, не в ту сторону, в другую. Открыл? Бери мыло. Вот так. Вот как хорошо. А теперь смой мыло. Мой, мой ручки. Вымыл?  А теперь давай вымоем лицо»  и т.д.

Так, через общение на доступном ребенку уровне, воспитывается осознание логики изменения слова (мыл, моем, вымыл, смой, вымоем), одновременно ребёнок сам совершает проговариваемые действия. Задействованы слух, зрение, осязание. В результате значение слова усваивается быстрее и прочнее.

Учите играя. Именно игра должна стать ведущей формой занятий с малышом, а не привычные требования «повтори», «назови». Таких слов лучше вообще избегать, хотя бы для того, чтобы сохранить интерес ребенка к выполнению ваших просьб. Лучше сказать «угадаем», «найдем». Так вы заведомо внушаете ребенку надежду на правильный ответ, на успех.

Играть надо обязательно с картинками, игрушками или вещами и предметами из окружающей обстановки.

Ребенок научится вначале находить нужный предмет, затем понимать вопросы и, наконец, выполнять действия с предметами в заданной последовательности.

Если ребенок, как говорят взрослые, все понимает, но не говорит, то ваша задача – развитие речевого подражания.

Как этого добиться?

Вначале малыш должен захотеть подражать вашим действиям, мимике, жестам. Лучшее средство для решения этой проблемы – русские народные потешки и прибаутки.

Потешки – своеобразные  звукоподражательные и речедвигательные  упражнения, на которых ребенок развивает фонематический слух (- умение на слух различать звуки речи).

Не огорчайтесь, если первое время он будет только слушать вас и наблюдать за вами. Чаще повторяйте полюбившиеся ему забавные стишки, и малыш обязательно попытается вам подражать не только ножками и ручками, но и язычком, проговаривая за вами простые по структуре слова:

                        Большие ноги

                        Шли по дороге.

                 Топ-топ-топ,

                        Топ-топ-топ.

Последние слова повторяет ребенок.

                        Маленькие ножки

                        Шли по дорожке.

                        Топ-топ-топ,

                        Топ-топ-топ.

И опять строчку повторяет ребенок.

А вот еще :

                        Баю-бай, баю-бай,

                        Ты, собачка, не лай.

                        Белолапа, не скули,

                        Мою Таню не буди.

Малыш повторит вам посвоему:

                        Баю-бай,

                        Бачка илай,

                        Беолапа икули

                        Мою Таню ибуди.

Подобные укорочения слов пока естественны и допустимы. Но постепенно надо совершенствовать сам аппарат произношения, используя  во время игры-занятия простые дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения.

Ребенок охотно выполнит такие упражнения, если его вовлечь в игру, рассказывая сказку о язычке:

 В домике ротике жил язычок. Домик открывался и закрывался вот так (открыть и закрыть рот 3-4 раза).

Когда язычок спал домик был закрыт на замочек – зубки (улыбнуться, показывая зубки, 3-4 раза).

Днем язычок выходил гулять и грел свою спинку на солнышке  (широкий язык положить на нижнюю губу, удерживать  3-4 секунды, повторить 3-4 раза )

В час обеда язычок превращался в чашечку (широкий язык положить на нижнюю губу, кончик языка и боковые края приподнять вверх).

А когда хотел поработать, становился молоточком (кончик языка «стучит» о передние верхние зубки).

Но больше всего на свете язычок любил петь разные песенки. Вот так он пел песенку паровозика: «у-у-у» (губы вытянуть в трубочку, пропевать звук на долгом выдохе). А так песенку мышонка : «и-и-и» ( губы растянуты в улыбке). «О-о-о» - поет ослик. «А-а-а» - подпевает ему кукла Аня. А когда язычок ложился спать, он  слушал ,как поет ветер: «в-в-в»  (звук повторяется  тихо –громко –тихо).

Вот такой же веселый, послушный и умелый язычок живет в твоем домике-ротике.

Постарайтесь регулярно проводить с ребенком подобную разминку для губ, языка и речевого дыхания.

Ах, как вам хочется побыстрее научить ребенка повторять за вами новые слова, связывать их  хотя бы в самые простые предложения.

Интересное и необычное  запоминается быстрее и прочнее, поэтому попробуйте использовать такой прием. Пропойте слово и одновременно нажимайте пальцами правой руки малыша так, словно аккомпанируете каждому слову на фортепиано.

Для наглядности можно использовать губку, разрезать ее на 3-5 полосок – клавиш для каждого пальчика.

Вначале учитесь произносить слова из одинаковых слогов (ма-ма, ба-ба, дя-дя), нажимая указательным и средним пальчиками.  Затем повторяйте слова из  двух различных открытых слогов (о-ля, ни-на, во-да, ко-за); из трех открытых слогов (со-ба-ка, ло-па-та), нажимая средним, указательным, безымянным; односложные слова (дом, лес, кот); слова из закрытого и открытого слогов(май-ка, ут-ка, вет-ка, мош-ка).

Такой прием помогает увлечь ребенка, в игре заставить произносить слово до конца.

При нормальном речевом развитии ребенку достаточно уметь произносить  десятка три слов, чтобы появилась простая фраза. При недоразвитии же речи словарный запас может быть больше, а фразовой речи иногда нет до 4-6 лет. В таком случае рекомендуется усваивать предложения тоже постепенно, поэтапно, используя разные части  речи, их формы и сочетания и, конечно, игровые приемы.

Последовательность упражнений может быть такой:

1.         Имя собственное (на картинках): Вова , Таня.

2.         Глагол  3-го лица, единственного числа: идет, моет, спит.

3.         Имя собственное+глагол  3-го лица, единственного числа: Вова идет.

4.         Имя собственное +глагол повелительного наклонения: Вова иди.

5.         Односложное  существительное (название предмета): что это?  Дом.

6.         Указательное, притяжательное местоимение + существительное. Где кот ? Вот кот.

7.         Имя собственное + глагол повелительного наклонения + односложное существительное: Таня, дай мяч!

8.         Имя собственное + глагол 3-го лица, единственного числа + одно-двусложное существительное : Таня моет руки.

9.         Двух - трехсложные существительные  пропеть, каждый слог, отхлопывая ладошками.

10.       Существительное и глагол единственного и множественного числа: Девочка идет. Девочки идут .

11.       Существительные  в родительном, дательном, винительном падежах: У Тани.  К Тане. Таню. (Задавайте вопросы: « У кого?», «К кому ?»,  «Кого?» - постепенно добиваясь ответов от малышей.)

12.       Пусть малыш договаривает по памяти  знакомые стихотворные фразы:

Уронили мишку … (на пол),

Оторвали Мишке … (лапу),

Все равно его не … (брошу),

Потому что он …(хороший).

13.       Заучивайте вместе короткие фразы по картинке:

На столе молоко. Вова пьет молоко.

Такой рассказик по картинке  должен состоять из 2-3 предложений не более.

Своевременное развитие речи – это не только путь к успешному усвоению знаний, но и здоровая психика  ребенка. «Неговорящие» или плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся застенчивыми, молчаливыми, нерешительными, капризными, раздражительными. Чтобы ваш ребенок рос здоровым и развитым, не жалейте времени на общение с ним, вовремя и правильно помогайте ему совершенствовать свою речь.