Существует несколько глобальных типов мировоззрения людей. Взрослых людей. Типов мировоззрения, которые закладываются при воспитании. Самая крупная глобализация — отношения между «Я-личностью» и «миром», как совокупностью всех прочих личностей и обстоятельств. Маленький ребенок не может оценить сам себя.

Он оценивает себя так, как оценивают его взрослые. То есть — пока мы не начали соображать самостоятельно, мы думаем о себе то, что нам сказали. Разумеется, тень этих первых наших эпитетов, преследует нас всю жизнь. «Ты умничка. Ты самостоятельный. Ты мой помощник. Спасибо, что сделал это.» — это одна направляющая группа. «Вот балбес. Уйди отсюда. Бестолковый. Вообще ничего не понимаешь, что ли?» — это другая направляющая группа. В комбинации с нашим, родительским, отношением к миру, получается примерно четыре типа мировосприятия.

1) Мировоззрение номер один. Я плохой и мир плохой. Во взрослом состоянии проявляется в том, что самооценка очень низкая, веры в свои силы нет и не предвидится. Я — неудачник, и ничего у меня не получится никогда. Мир враждебен. Хотят мне зла. А если не хотят мне зла — то значит им на меня наплевать. Все, что происходит в мире — плохо.Что нам надо сделать, чтобы наш ребенок вырос таким? — спросите вы. Отвечу. Много не надо. Надо — лишить его инициативы во всем (давай я сама сделаю, ты все равно не сможешь). Надо — наказывать его за проступки. Всяко наказывать. Не разговаривать. Шлепнуть по губам. Обозвать. Обидеться. Игнорировать. Почаще употреблять «сам виноват». Сравнивать с другими детьми, которые лучше его. Не давать направляющих в хорошую сторону маячков. (Если ты сделаешь так — ты плохой. Если ты сделаешь по-другому — ты плохой. И так — тоже плохой. Будь хорошей деточкой, действуй!). Ну, разумеется, винить в своих неудачах других при ребенке — тоже желательно. Бить — тоже можно. Но не обязательно.

2) Мировоззрение номер два. Я плохой, а мир хороший. Для взрослого человека с таким мировоззрением мир — прекрасен. В нем живут чудные талантливые люди. Им все удается. Земля вертится для них. Они могут найти работу, они здоровы, у них семьи, любовь, счастье. Но не у меня. Я — отброс общества. Я никуда не гожусь. Жизнь меня наказывает за то, что я сделал, делаю и буду делать. Мне не видать везения. Я виноват. Я сам виноват во всем. Что вы можете сделать для своего ребеночка, чтобы он вырос таким? Тоже много не надо. Тактика поведения такая же, как в предыдущем пункте. Но при этом восторгаться миром. Другими детьми. Другими семьями. Чужими успехами. Но не забывайте напоминать ему, что сам-то он, конечно, ничтожество. Ничего из себя не представляет. А вот Петенька.. Машенька... Они все смогут в жизни. Да и Мария Михайловна права — она женщина умная, и тоже говорит, что ты недоумок.

3) Мировоззрение номер три. Я хороший, мир плохой. Для взрослого человека это мировосприятие выглядит так. Я — талант. Я дарование. Я все могу. Я молодец и самый лучший в мире. Как только я встану с дивана — мир содрогнется от моих талантов. Я бы добился всего, но вот мир... он недооценивает меня, относится ко мне несправедливо. Люди высокомерны без оснований, злы или агрессивны. Они не дают мне пробиться (куда ж я пробьюсь, если кругом протеже, лучшие места любимчикам и родственникам). Как воспитать такое? ну, в принципе, тоже не сложно. Хвалить, хвалить, хвалить. Любой успех принимать, как свершение. Ты моя сюсенька-пусенька. Умничка. Солнышко. Сладусик. Папа ругался? Ну мы с папой разберемся, я ему покажу, как хороших мальчиков ругать!

4) Мировоззрение номер четыре. Я хороший и мир хороший.

Я — человек с чувством собственного достоинства. Я все могу. Я способен многое сделать и еще большему научиться. Я могу и хочу делать то, что приближает меня к цели. Я могу помочь другим и с удовольствием помогу. Мир справедлив и дружелюбен и отвечает мне тем, чем я его приветствую. Жизнь прекрасна и удивительна. Да, случается в жизни всякое. Но это всякое — проходит. Есть что-то, что не меняется. Но и это не страшно. Люди меня ценят. И я их ценю. Моя личность и личность другого человека достойны уважения и любви (не моей, так хоть чьей-нибудь). Упал? Встану. Со всяким бывает...Воспитать такого человека, как вы уже догадались, тоже просто. Тактика: ты хороший. Ты хороший не за свои поступки или проступки, а просто потому что ты родился на свет. Я всегда смогу защитить тебя. Задача родителей — обеспечить максимальную безопасность жизнедеятельности малышу (заглушить, например, розетки, а не лупцевать его за то, что он в эти розетки проволоку сует). Поступки, достойные поощрения — всегда поощрять (от п.3 отличается тем, что поощрение должно быть адекватным поступку. Руки помыл — молодец. Первое место в олимпиаде занял — семейно отметим. Суп не разлил — о как здорово у тебя получается суп есть!). О последствиях тех или иных действий — предупреждать. Причем предупреждать правдиво: лезешь на стул, поставленный на другой стул — упадешь! Лезешь на стол с горячими кастрюлями — обожжешься. Трусы задом наперед надел — попе будет неудобно. Лучшим способом реакции на поступок, который ребенок совершил неожиданно и не слишком удачно — игнор. Любые обзывательства и сквернословие — игнор. Пока ребенок маленький — он то и дело проверяет мир на способы реагирования. Вот за это меня похвалили (засмеялись, улыбнулись, обрадовались, показали интонацией что это круто) — это можно повторить. А вот это, почему-то, сколько ни повторяй, никакой реакции не вызывает. Ну еще и сказали потом, что так делать нехорошо -а значит это я повторять больше не буду. Родители — источник надежности и безопасности.