КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГОСТИНОЙ, ПОСВЯЩЕННОЙ ТВОРЧЕСТВУ
 АНТОНИО ВИВАЛЬДИ
«Двенадцать месяцев»

Подготовила: музыкальный руководитель  Дроздова Т.А.


Цель:

  1. Познакомить детей с творчеством Антонио Вивальди.
  2. Расширять знания детей об особенностях музыкального инструмента – скрипки.
  3.  Воспитывать интерес и желание слушать оркестровую музыку. Показать эмоциональную взаимосвязь музыки и театрализованного представления.
  4. Закрепить знания детей о двенадцати месяцах года.
  5. Доставить детям удовольствие и радость от услышанного.

ХОД:

Музыкальный руководитель:
Сегодня мы собрались в нашей «Музыкальной гостиной», чтобы познакомиться с творчеством итальянского композитора Антонио Вивальди. Он жил много лет тому назад. И сегодня мы послушаем его замечательную музыку, которую он написал для скрипки с оркестром. А помогать нам будет сказка Самуила Яковлевича Маршака «Двенадцать месяцев».(Звучит музыка А.Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»).

Знаете ли вы, сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их зовут? Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу. Как же это случилось? А вот как.

В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица – все не так. Дочка целыми днями на перине валялась да пряники ела. А падчерица с утра до вечера трудилась. Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то может и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом.  ( Звучит музыкальный фрагмент «Летняя гроза»).

Была зима. Шел январь месяц. Снегу намело столько, что не пройти, не проехать. Люди сидели в домах и топили печки. В такую-то пору злая мачеха и сказала падчерице: «Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница». Удивилась девочка, какие зимой подснежники? Только пропадешь в лесу. А сестра говорит ей: «Если и пропадешь – так плакать о тебе никто не станет. Ступай да без цветов не возвращайся». Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из двери. Идет она, еле ноги из сугробов вытягивает, а ветер снегом ей глаза порошит. Все темнее становится кругом. Небо черное, ни одной звездочки на нем. Вот и лес. Совсем темно стало. Села девочка на поваленное дерево и сидит. И вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонек. Будто звезда среди ветвей запуталась. Поднялась девочка и пошла на этот огонек. «Только бы не погас», - думает девочка. А он не гаснет, он все ярче горит. Уж и дымком запахло, и слышно стало, как потрескивает в огне хворост. Вышла девочка на полянку и замерла. Посреди полянки большой костер горит, а вокруг него сидят люди – кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют. Кто же они такие? На охотников не похожи. На дровосеков тоже: вон какие нарядные – кто в серебре, кто в золоте, кто в зеленом бархате. Стала девочка их считать – насчитала двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое – совсем еще мальчики. И вдруг обернулся один старик и спрашивает: «Ты откуда пришла? Чего тебе здесь нужно?» девочка показала ему свою пустую корзину и говорит: «Нужно мне набрать в эту корзину подснежников». Засмеялся старик: «Это в январе-то подснежников! Вон чего выдумала!» «Не я выдумала, - отвечает девочка, - а прислала меня сюда моя мачеха и не велела мне с пустой корзинкой домой возвращаться». Тут все двенадцать месяцев стали между собой переговариваться. Слушает девочка, а слов не понимает – будто не люди разговаривают, а деревья шумят. А высокий старик спрашивает: «Что же ты делать будешь, если не найдешь подснежников? Ведь раньше марта-месяца они и не выглянут». «В лесу останусь, - говорит девочка, - буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без подснежников вернуться», - сказала это и заплакала.

И вдруг один из двенадцати – самый молодой да веселый подошел к старику. «Братец Январь, уступи мне на час свое место». «Я бы уступил, - говорит старик, - да не бывать марту прежде февраля».

«Ладно уж, - проворчал другой старик, - уступи, я спорить не стану. Мы все хорошо ее знаем: то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя, надо ей помочь».

«Ну, будь по-вашему», - сказал январь. Стукнул он о землю ледяным посохом и заговорил:

Не трещите морозы в заповедном бору,

У сосны, у березы не грызите кору!

Полно вам воронье замораживать!

Человечье жилье выхолаживать!

Замолчал старик и тихо стало в лесу. Снег начал падать густо, большими, мягкими хлопьями. «Ну, теперь твой черед, братец!» - сказал январь и отдал посох меньшому февралю. Тот стукнул посохом, мотнул бородой и загудел:

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте, что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны

Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землею.

Пусть бежит в полях поземка

Белою змеею!

И только он это сказал, как зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер. закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри.

Танец снежной метели.(Музыкальный фрагмент «Зима»).

(Музыкальный фрагмент «Весна»).

А февраль отдал свой ледяной посох младшему брату и сказал: «Теперь твой черед, братец март». Взял младший брат посох и ударил им о землю. Смотрит девочка, а это уже не посох. Это большая ветка, покрытая почками. Усмехнулся март и заговорил звонко, во весь свой мальчишеский голос:

Разбегайтесь, ручьи

Растекайтесь, лужи!

Вылезайте, муравьи

После зимней стужи!

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

Девочка даже руками всплеснула. Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке? «Что же ты стоишь? - говорит ей март, - торопись, нам с тобой всего один часок братья мои подарили!» девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. А их видимо-невидимо. Под кустами и под камнями. На кочках и под кочками – куда не поглядишь. Набрала она полную корзинку, - и скорее опять на полянку, где костер горел, где двенадцать братьев сидели. А там уже ни костра, ни братьев нет… светло на поляне, да не по-прежнему. Не от огня свет, а от полного месяца, что взошел над лесом. Пожалела девочка, что поблагодарить ей некого и побежала домой. А месяц за нею поплыл.

Анализ занятия.

- Какую сказку мы с вами сегодня вспомнили?

- Музыка какого композитора помогла нам понять содержание и почувствовать настроение.

На этом наша встреча в музыкальной гостиной подошла к концу.

До свидания!