Конспект непосредственно образовательной деятельности "Грачи прилетели" в подготовительной группе.
Тема: "Грачи прилетели".
Подготовила: воспитатель О.А. Калиева.

 

Доминирующая область: "Труд".

Интегративные качества:

"Любознательный, активный": Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
"Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками": адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
"Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту": может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач.
"Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности": умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
"Овладевший необходимыми умениями и навыками": у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности, знает и соблюдает элементарные правила безопасности на рабочем месте.

Интегрированные задачи:
"Труд". Закреплять умение детей складывать бумагу квадратной формы в разных направлениях. Формировать умение использовать образец, работать по схеме. Развивать умение детей создавать объемные предметы в технике оригами.
"Коммуникация". Формировать умение составлять план рассказ и придерживаться его. Развивать умения сочинять короткие рассказы на заданную тему.
"Познание". Закреплять умения выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; закреплять знания детей о внешнем виде грача, строении тела, повадках.
"Музыка". Приобщение детей к музыкальной культуре, воспитание художественно-эстетического вкуса.
"Безопасность". Закреплять знания детей о правилах работы с ножницами.
Предварительная работа: беседа о грачах, особенностях их жизнедеятельности, знакомство с пословицами и поговорками о грачах, народными приметами, чтение рассказа Г.А. Скребицкого "Грачи прилетели", рассматривание пейзажной картины "Грачи прилетели" А.К. Саврасова. Чтение стихотворений о весне, дидактическая игра "Птицы", наблюдения на прогулке.
Оснащение: проектор, презентация с иллюстрациями, аудиозапись со звуками природы, голосами птиц, с изображением грача, план-схема выполнения работы, выставка книг, выставка рисунков.
Материалы: ватман с изображением дерева, бумага черного цвета 10*10, бумага белого цвета, ножницы, клей, кисти для клея, подставка для кисточки, матерчатые салфетки, подносы.

Ход НОД:

Воспитатель: - Дети, давайте, мы закроем глаза и послушаем и представим то, о чем рассказывается в стихотворении Ивана Бунина «Бушует талая вода...» (включается диск с голосами грачей):

"Бушует талая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.
... Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.
Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи, каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш".
- Откройте, пожалуйста, глаза и расскажите, что вы представили себе, слушая стихотворение?

Дети: - Слушая стихотворение, представляешь весну - оживает природа, встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна, тает снег, бегут ручьи, появляются проталины. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники – грачи.(слайд 1).

Воспитатель: - Часто говорят: "Весна пришла, грачи прилетели!" И в самом деле, ещё кое-где лежит снег, а на проталинах, важно разгуливают чёрные грачи. Я предлагаю, рассказать о граче с помощью схемы (слайд 2) (как называется, величина, цвет оперенья, части тела, где живет, чем питается, отлет и возвращение).

Дети: - Грач - перелетная птица, большего размера, величиной с ворону, но стройнее. Оперение черное с блеском. Круглая голова, овальное туловище, отличается от других птиц большим, острым клювом. Живут грачи большими шумными компаниями. И часто - на одном месте много лет подряд. На высоком дереве можно увидеть сразу несколько грачиных гнёзд. Для постройки выбирают березовую рощу, липовый сад и парк. Грачи приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, вредителей урожая. Например, улитки, разные черви, жуки, гусеницы, куколки и личинки насекомых и мыши. Грачи прилетают в середине марта.

Воспитатель: - Молодцы, мне понравилось, как вы описали грача. Сейчас, я предлагаю вспомнить пословицы и народные приметы, связанные с грачами.

(слайд 3)

Дети: - Грачей считают предсказателями погоды. Если они строят гнезда высоко, лето будет хорошим, если низко - холодным и сырым. Если грачи усаживаются на высоком дереве близко друг к другу и клювом к ветру, жди плохой погоды. "Грач зиму расклевал", "Грач на горе - так и весна на дворе", "Увидел грача - весну встречай", "Если грачи сели в гнезда, то через три недели можно выходить в поле".

Воспитатель: - Появление грачей после долгой зимы отмечается всеми, как начало весны. Грач - первая из перелетных птиц, одна из самых полезных птиц. Как вы думаете почему?

Дети: - Грач уничтожает вредителей, санитар хлебных полей.

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, на это весеннее дерево, пока на нем никто не живет. Я предлагаю заселить егограчами, сделаннымииз бумаги в технике оригами (слайд 4).Давайте вспомним, что такое оригами?

Дети: - Оригами- это искусство складывания из бумаги, пришло оно к нам из Японии.

Воспитатель: - Правильно. Оригами создано для того, чтобы приносить людям радость, я думаю, мы сегодня доставим радость себе и нашим гостям.

(слайд 5)

Посмотрите, как я это буду делать:
1.Беру черный квадрат, складываю его по диагонали, соединяя противоположные углы. Хорошо проглаживаю линию сгиба.
2. Затем лист разворачиваю и загибаю углы к линии сгиба, проглаживаю.
3. Теперь загибаю нижние углы к линии сгиба, проглаживаю. Открываю нижние углы и разрезаю по линии сгиба до середины. Получившиеся уголки отгибаю в разные стороны.
4. Складываю работу пополам. Отогнутые уголки - это лапки птицы.
5. Верхний острый угол загну вовнутрь - это получится клюв.
6. Как вы думаете, чего не хватает моему грачу? (глаз). Глаза я вырежу из бумаги белогоцвета и приклею на голову. Лишний клей убираю салфеткой. Вот какая красивая и гордая птица у меня получилась. Это будет первый житель нашего весеннего дерева.
Физминутка "Грачи".(слайд 6)
Вот на ветках грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Черные сидят грачи (присели)
Разместились в гнездышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распустились перышки, (встать руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя руками)
Головой вертят, (поворот головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны - взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять на гнезда сели (присели).

Воспитатель: Теперь, расскажите по схеме последовательность нашей работы (3 ребенка).(слайд 7).

Воспитатель:(слайд 8).
- Давайте вспомним правила пользования ножницами - ножницами махать нельзя, держать нужнолезвиями от себя, резать в направлении от себя, передавать и переносить ножницы нужно, держа за лезвия, кольцами вперед.

Воспитатель:
- Приступайте к работе. А пока вы будете складывать из бумаги своего грача, я предлагаю вам подумать и сочинить небольшую сказку о том, как ваш грач появился в нашем городе.

(Звучит классическая музыка.Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь).

Воспитатель:
- Молодцы. Какие красивые птицы у вас получились. Кто желает рассказать о своем граче? (2-3 рассказа).
Давайте расселим птиц на наше дерево.

Анализ НОД:
- Ребята, что вам запомнилось из сегодняшнего занятия, что показалось трудным? С помощью какого вида искусства мы сделали наших замечательных грачей? (Ответы детей).