МАДОУ ЦРР Детский сад №7 «Улыбка» г.Бирска
Конспект непосредственно образовательной деятельности

 «Художественное творчество» (декоративное рисование) для детей среднего дошкольного возраста 

Подготовила воспитатель: Черепанова Л.Л. 

Бирск – 2013г.

Интегрированные задачи:
Xудожественное творчество: Продолжать знакомить детей с предметами декоративно-прикладного искусства народов Башкортостана. Учить выделять основные средства выразительности башкирской росписи: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Закреплять навыки рисования элементов башкирской росписи (рогообразный - кускар). Развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию, эстетическое восприятие предметов народного творчества.

Познание: Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора. Воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство башкирского народа.

Коммуникация: Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми в процессе работы и по результатам продуктивной деятельности. Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении: названия элементов башкирского орнамента («птичьи головки», «гусиные лапки», «кускар», «гребёнка», «цветок»), название предмета одежды («елян»).

Социализация: Воспитывать у дошкольников доброжелательное отношение к окружающим, формировать патриотические чувства, гражданскую принадлежность.

Труд: Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям.

Музыка: Воспитывать интерес детей к башкирской народной музыке, обогащать музыкальные впечатления.

Чтение художественной литературы: Приобщать детей к восприятию поэтической речи.

Предварительная работа:
• Посещение краеведческого музея «Дуслык».
• Рассматривание элементов башкирской росписи, иллюстраций быта, национальной одежды, предметов утвари.
• Роспись предметов одежды и утвари.
• Чтение художественной литературы: стихов башкирских поэтов и башкирских сказок.
• Дидактические игры: «Составь башкирский узор», «Одень башкирских кукол», «Найди башкирский орнамент».

Материалы и оборудование к занятию:
Демонстрационный материал: Экран; компьютер; слайды «Башкирская роспись»; фонограмма музыки Р.Хасанова «Утренний туман», башкирской народной музыки; фон для наложения рисунков мультипликации.

Раздаточный материал: Гуашь, палитра, кисточки, печатки, силуэты девушек, стаканы-непроливайки, салфетки, платочки двух цветов на каждого ребёнка; фартуки.

Ход:
I часть.
Дети входят в зал под фонограмму башкирской музыки и садятся на стульчики.

Воспитатель: Дети, скажите, как называется наша республика? (Ответы детей). Правильно, наша республика называется Башкортостан. А как называется город, в котором мы живём? (Ответы детей).
Показ слайдов с изображением города Бирск (Слайд №1,2).
- Скажите, вы любите свой город? (Ответы детей). За что вы любите свой город? (Ответы детей: За то, что я здесь родился; потому что у меня здесь много друзей; за то, что у нас красивый город). Давайте послушаем стихотворение «Родная земля!».

Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей. (Г. Ладонщиков)

Город Бирск был построен давно. С тех пор прошло много времени. Он сильно изменился: стал красивым и современным. В нашем городе проходит много различных праздников. Какие вы знаете? («Крещенские морозы», «Масленица», «Бирское яблоко»). (Слайд №3). Осенью каждый год мы отмечаем день рождения города Бирска. В этом году у нашего города юбилей. Ему исполняется 350 лет.

- Что делают в день рождения? (Ответы детей: приглашают гостей, накрывают на стол, дарят подарки). Да, в день рождения дарят подарки. Я думаю, городу Бирску тоже приятно было бы получить от нас подарок.
- Я предлагаю сделать необычный подарок – мультфильм. Для этого я приготовила силуэты танцующих красавиц в башкирских костюмах. Если каждый украсит свою красавицу, затем мы по очереди их сфотографируем, то получится мультфильм, на котором танцует красивая девушка в башкирском костюме. Согласны? (да). Но сначала давайте вспомним, из чего состоит башкирский женский костюм и элементы башкирского орнамента.
Воспитатель: Показ слайда с изображением национальной башкирской одежды (Слайд№4)
- Назовите и покажите элементы башкирского костюма (платье, елян).
- Правильно. Костюм башкирской женщины состоит из длинного (до щиколотки) платья с закрытым воротничком и длинным рукавом и поверх платья носили халат - елян.
- Чем украшено платье? (Платье украшали атласными лентами, узорной аппликацией, вышивкой). На платье надевалась нагрудная повязка, расшитая монетами и бисером - тушелдерек.
- А как вы думаете, носят ли такую одежду сейчас?

Дети: - Нет, такую одежду носят только по праздникам, на концертах. Можно увидеть на выставках и музеях.
- Молодцы.
Воспитатель:
- А теперь подумайте и скажите, какими башкирскими узорами вы хотели бы украсить костюм нашей красавицы.
Показ слайда изображением орнаментов башкирской росписи (Слайд №5).
(Ответы детей).
Обратить внимание детей на следующий слайд (Слайд №6).
- Какие цвета башкирского орнамента используются народными мастерами? (красный, желтый, зеленый, черный).
- Я предлагаю украсить одежду девушки красным кускаром и цветными полосками.
II часть.
Воспитатель предлагает детям пройти в мастерскую для создания мультфильма. Предложить рассмотреть образцы башкирской росписи.
- В создании мультфильма есть одна маленькая хитрость. Чтобы он получился, нужно, чтобы узоры на ваших рисунках были одинаковые, точно по образцу. Посмотрите. Сначала мы будем раскрашивать платье девушки тонкой кисточкой жёлтой гуашью. Затем кускар на еляне мы нарисуем печатками красным цветом. Я осторожно прикладываю печатку по краю еляна друг за другом. Получается узор похожий на рога – кускар.
Когда краска на платье высохнет, мы нарисуем зеленую полоску по низу платья и по краю рукава. Кисточку веду, не отрывая её от бумаги. Вот какая нарядная получилась башкирская красавица.
Выставить схему, показывающую последовательность выполнения работы.
Пальчиковая игра
Предложить ребенку повторить последовательность выполнения работы, по схеме.
III часть.
Самостоятельная работа детей под башкирскую народную мелодию. (Воспитатель советует быть аккуратными. Обращает внимание на осанку детей).
Анализ детских работ. Называние мультфильма.
IV часть. Создание мультфильма.
Пока режиссёр монтирует мультфильм, приглашаю вас поиграть в башкирскую игру.
Башкирская игра с платочками.
Просмотр мультфильма.
Анализ НОД:
Воспитатель:
- Чем мы сегодня занимались?
- Каким узором мы украшали платье девушки?
- Понравилась вам занятие?
Молодцы. Все сегодня постарались. И наш подарок для города Бирска - мультфильм - получился красивый и интересный.