МАДОУ ЦРР Детский сад №7 «Улыбка» г. Бирска
Музыкальная гостиная «Волшебный мир природы в музыке»
(для подготовительной группы)
Подготовила: музыкальный руководитель Дроздова Т.А.
Бирск – 2013г.

Интегрированные задачи:
Музыка: Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
Продолжать знакомить с элементарными музыкальными понятиями: музыкальный образ, выразительные средства, музыкальные жанры (балет, опера); профессиями композитор, балерина, певица.
Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический вкус.
Коммуникация: Развивать построение высказывания, помогать детям наиболее точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Познание: Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе: чаще светит солнце, зацветают подснежники, распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход, птицы вьют гнезда.
Оборудование: Свечи, мультимедийная презентация со слайдами: Н.А.Римский-Корсаков, С.С.Прокофьев, А.Вивальди, аудиозапись «Пляска птиц» Н.А.Римского-Корсакова,«Тема весны» из балета «Золушка" С.С.Прокофьева, «Зима» А.Вивальди.

Ход:
Дети входят в зал и выстраиваются в линию. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на гостей и предлагает с ними поздороваться.
Музыкальный руководитель: Мы поприветствовали гостей обычными, традиционными словами. Но мы с вами умеем здороваться различными способами. Я предлагаю исполнить нашу приветственную песню и, показать, как еще можно здороваться.
(Звучит песня «Ты шагай своей дорогой»).
Вот мы и оказались с вами в «Музыкальной гостиной». За окном еще лежит снег, но уже ярче светит солнышко, и веселее щебечут птицы, как вы думаете, почему, в ожидании чего? И сегодня я предлагаю вам поговорить о весне. Весна – это время пробуждения природы, которое все с нетерпением ждут. Поэт А.С.Пушкин назвал это время «утром года». Давайте послушаем стихотворение А.С.Пушкина.
(Звучит отрывок из романа в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина).
...Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года,
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют...
А с каким настроением вы ждете весну? (Ответы детей.)
Так давайте встретим ее веселой, звонкой песней.
(Звучит песня «Здравствуй, весна!» музыка А.Островского, слова О.Высотской).

II часть.
Многие композиторы посвящали весне свои произведения: песни, пьесы, симфонии, оперы, балеты. Я предлагаю вам послушать музыку русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Как бы вы назвали это произведение и почему?
(Звучит фрагмент оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова «Пляска птиц»)
(ответы детей)
Композитор Римский-Корсаков назвал эту музыку «Пляска птиц».
(композитор описал в музыке радостное пение перелетных птиц, возвратившихся на родину.)
А как выразительно Римский-Корсаков передал появление Весны в Берендеевом царстве! Давайте посмотрим, как эту музыку увидели и нарисовали художники-мультипликаторы в мультфильме «Снегурочка».
(Просмотр фрагмента «Появление Весны» мультфильма «Снегурочка» (видеозапись) на музыку Н.Римского-Корсакова по сказке А.Н.Островского).
- Какое настроение передает нам музыка? Почему?(Впечатления детей).
(Сравнить Весну с русской красавицей).
Музыку какого композитора мы с вами прослушали? Чему была посвящена музыка композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова? Как назвал ее композитор?

III часть.
А композитор С.Прокофьев по-своему изобразил в своей музыке появление весны. Подумайте, почему она звучит так необычно. (музыка фантастическая, причудливая, необычная.)
(Звучит фрагмент «Фея Весны» из балета С.Прокофьева «Золушка»).
(ответы)
Давайте посмотрим, как фея Весны появляется в балете? На что или на кого похожа Весна?
(Просмотр видеозаписи фрагмента «Фея Весны» из балета С.Прокофьева «Золушка»).
(Обмен впечатлениями о прослушанной музыке и об увиденной фее Весны в образе прекрасной птицы. Отмечают, что фантастическая, причудливая музыка передает образ доброй, сказочной волшебницы.)
Какая Весна вам больше понравилась – из сказки «Снегурочка» или из балета «Золушка», и почему?
(Ответы детей).

IV часть.
На экране – портрет А.Вивальди.
Вспомните, пожалуйста, как зовут этого композитора? (Антонио Вивальди)
Какую музыку Антонио Вивальди мы с вами уже слушали? («Весна») Давайте вспомним, что пытался передать композитор своей музыкой?
(Композитор Вивальди передал своей музыкой радостное щебетание птиц. Наверное, они вьют себе гнезда и радуются весеннему солнышку)
Скажите, музыка всегда была радостной и беззаботной? Как менялась музыка?
(Музыка становилась тревожной, мрачной и взволнованной, затем тихой и минорной (грустной), а потом – снова радостной и беззаботной.) А почему музыка становилась взволнованной, тревожной? (птицы промокли, продрогли, охраняя свои гнездышки от грозы. Они напуганы и погрустнели. Но вот снова выглянуло солнышко, птицы согрелись и стали весело кружиться, радостно переговариваясь друг с другом.) Давайте послушаем, как беззаботно, словно птица, поет скрипка.
(Дети слушают фрагмент в исполнении скрипки – соло.)
Давайте поможем композитору передать настроение музыки, нарисовать картину, которую мы представили себе. Только рисовать мы будем не красками, а своими движениями. Девочки будут птицами, которые радуются возвращению на родину, и вьют себе гнездышки: ищут пушок, соломинки и делают себе уютные домики. Мальчики будут грозой с сильным ветром. Мы дадим им в руки «дождевые струи». Как только музыка станет тревожной, девочки-птицы присядут на корточки и закроют руками – крыльями свои недостроенные домики, а мальчики будут двигаться сильным «ливнем» между ними и «поливать» все вокруг.
(Звучит фрагмент концерта «Весна» из цикла «Времена года» А.Вивальди)
(Дети импровизируют под музыку.)
Вы очень хорошо передали настроение музыки своими движениями. Вот и подошла к концу наша встреча в музыкальной гостиной. Музыку каких композиторов мы сегодня слушали? Давайте вспомним и назовем ее. А сейчас внимательно посмотрите друг на друга, подумайте и скажите, кто из друзей вам понравился больше всех и почему? (ответы) И в завершении нашей встречи давайте послушаем стихотворение о весне.
(Звучит фрагмент стихотворения Плещеева «Весна»).

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.