Экологическая гостиная «Удивительный мир природы»

Ведущий:

- Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки, у крошечной лужицы.

Но где бы ни находился детский сад: в шумном городе или в тихом поселке, за Полярным кругом или в степи, воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.

Мне не унять метели,

Не растопить снега,

Но чтобы птицы пели –

Этот в моих руках.

 

В. Солоухин

Сегодня я приглашаю вас в экологическую гостиную, чтобы в неформальной обстановке искренно и профессионально поговорить о проблемах, которые возникают в процессе экологического воспитания детей, поделиться опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса.

Вначале нашей беседы я предлагаю вам на красной части листочка написать ответ на вопрос:

- Как вы думаете, что в нашем детском саду мешает эффективному экологическому воспитанию детей?

На зеленой части листочка постарайтесь кратко записать, что помогает в нашем детском саду в воспитании экологического сознания у детей.

Теперь отложите в сторону свои записи. Итак, мы начинаем.

(звучит красивая лирическая мелодия)

Природа – источник красоты. Она прекрасна во все времена. Давайте вместе немного отдохнем и помечтаем... За окном метель кружит, поет свою бесконечную зимнюю песню северный ветер, и вдруг – окно распахнулось, и к вам на ладонь опустился зеленый березовый листок – нежный, маленький подарок грядущей весны.

Забудем наши проблемы, отложим заботы и тревоги – будем отдыхать и наслаждаться свежестью весеннего ветра, запахом летнего скошенного луга, шелестом речной волны о прибрежный песок. Вы берете горсть песка в свои руки и начинаете высыпать из ладошки тонкой струйкой контур цветка, травы, солнца.

В нашей экологической гостиной премьера. Л.Л. Черепанова проведет мастер-класс «Рисуем песком экологические сказки».

Рисование песком - искусство относительно молодое. Зародилось оно в 70-х годах прошлого столетия. Основоположником этой техники стала американский аниматор Кэролайн Лиф, создавшая первый песочный анимационный фильм "Песок, или Петя и серый волк".

Техника рисования песком вызывает особый интерес у детей и у взрослых. И это не случайно. Податливость песка и его природная магия завораживают. С самого раннего детства, играя в песочнице или на берегу реки, дети непроизвольно пытаются рисовать руками или ладонью.

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира.

Использование песка в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Песок дает детям возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное - быстро достигать желаемого результата. Рисуя песком, не надо ждать, когда он высохнет, не надо пользоваться ластиком.

Для организации образовательной деятельности необходимо соответствующее оборудование - стол со стеклом или планшет размером 50 х 30 с подсветкой. Для рисования используется мелкий белый песок, который хранится в специальном отделении в коробке на столе (планшете).

В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность.

Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.

Для придания цвета изображению используется цветной песок в зависимости от темы изобразительной деятельности или детского замысла, например "Золотая осень" - песок желтого цвета, "Летний лес" - песок зеленого цвета, "Морские обитатели" - голубой или синий и т. д.

Занятия рисования песком рекомендуются детям с 4,5 лет.

Обучиться технике рисования песком легко, неважно, умеет ли человек рисовать, или нет. Самые замечательные картины можно сфотографировать, чтобы они радовали детей и родителей, помогали обрести веру в самого себя. Кроме того, научившись делать картины, можно придумывать «мультики», где на экране происходят какие-то события, движутся персонажи.

Музыка, сопровождающая занятия, будит воображение, подсказывает сюжет сказки, которую придумывает сам ребенок. То, что картины не статичны, особенно нравится детям. Они, словно волшебники, превращают злого героя в доброго, тучу в ясное солнышко, зиму в лето.

Рисунки можно выполнять ладонями и пальцами, правой или левой рукой, или обеими руками сразу. Песок можно сыпать горстями и щепотками.

Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить.

Кроме того, в процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Погружение в приятное текучее состояние спокойного творчества, соприкосновение с природной материей снимает стресс, любое напряжение, страхи.

Для привлечения внимания и развития интереса детей к занятиям по ознакомлению с миром природы нами были созданы экологические сказки, которые, на мой взгляд, смогут сделать экологическое воспитание дошкольников более занимательным и разнообразным, так как дети дошкольного возраста, в силу своих возрастных особенностей, легче запоминают материал, когда он подается в разнообразных формах, исключающих сухость и монотонность. Экологические сказки – самый доступный, на мой взгляд, способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире.

В экологических сказках ненавязчиво, в форме игры даются необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, необходимые знания и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению.

Общение с природой вообще и экологические сказки в частности способствуют развитию у детей творчества, душевности, умения замечать прекрасное в обыденной жизни. Пройдет время, вырастут наши дети, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить её для последующих поколений.

Экологическая сказка «Осень»

Жила-была красавица Осень. Любила она наряжать деревья в красные, желтые, оранжевые наряды. Любила она слушать, как опавшие листья шуршат под ногами, любила, когда к ней в гости приходили за грибами в лес, за овощами в огород, за фруктами в сад.

Но все печальнее становилась Осень. Знала она, что скоро придет сестра ее — Зима, покроет все снегом, скует реки льдом, ударит крепким морозом: Вот собрала Осень всех зверей — птиц, рыб, насекомых — и приказала медведям, ежам, барсукам спрятаться в теплые берлоги и норы; зайцам да белкам сменить шубки на теплые, незаметные; птицам — тем, кто боится холода да голода, — лететь в теплые края, а рыбам, лягушкам и другим водным жителям зарыться поглубже в песок, в ил и там спать до весны.

Все послушались Осени. И когда сгустились тучи, пошел снег, поднялся ветер и стал крепчать мороз, он уже был не страшен, потому что все были готовы к зиме.

Экологическая сказка «Бишка»

«А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!»

Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла. «Не мое, - говорит, - дело книги читать; я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноску тащу - будет с меня и этого».

Ведущий: Природа – источник доброты.

Любование красотой – это лишь первый росток доброго чувства, который надо развивать. В детстве ребенок должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания доброты чувств. Как можно пробудить у детей светлые, добрые чувства, как утвердить в их сердцах доброжелательность, заботливое отношение к живому и красивому, используя для этого возможности экологической тропы, в нашей гостиной расскажет О.Г.Крылова «Использование возможностей экологической тропы для развития экологического сознания дошкольников».

Экологическое образование дошкольников предполагает создание системы работы в ДОУ, которая стала бы интересным, увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

Цель нашей образовательной работы: воспитание экологически культурного и экологически воспитанного поколения, ответственного за сохранение природы, воспитание осознанно правильного отношения к окружающим природным явлениям и объектам. Для достижения поставленной цели мы используем различные формы и методы работы: экологические беседы, конкурсы и викторины знатоков природы, реализацию и защиту проектов, экологические праздники и природоохранные акции («Ёлочка – зелёная иголочка», «Берегите птиц», «Берегите воду», экологические субботники и др.)

Одной из самых эффективных форм экологического воспитания является создание экологической тропы.

Экологическая тропа – это специально образованный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними. Здесь дети могут попробовать свои силы в практической природоохранной деятельности.

Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Занятия, проводимые на тропе, позволяют решить ряд задач:

- использовать прогулки для общения детей с природой и оздоровления на свежем воздухе;

- развивать сенсорные качества каждого ребенка;

- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;

- формировать чувство близости к природе и сопереживания всему живому, заботы и бережного отношения к природе;

- проводить на тропе наблюдения в разное время года, игры, экскурсии, исследования и другие виды деятельности;

- формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

Кроме того, на экологической тропе мы организуем трудовую деятельность. Это сбор природного материала для поделок, уход за растениями в огороде и саду, выращивание и сбор лекарственных растений на фитогрядках, уход за растениями, занесенными в Красную книгу (мать-и-мачехой, первоцветом весенним). Осенью мы традиционно проводим осеннюю ярмарку, на которой подводим итоги работы на этих природных объектах и демонстрируем выращенный урожай. Дети вместе с воспитателями и родителями изготавливают из овощей и фруктов сказочных и фантастических персонажей.

Главным показателем экологической воспитанности детей является их практическая деятельность и поведение в природе, приобретение природоохранных умений и навыков. Возле каждого объекта экологической тропы мы вместе с детьми выставили таблички «Охраняется детским садом».

Дети следят за состоянием объектов, убирают мусор.

Совместно с родителями мы регулярно проводим экологические акции: «Кормушка», «Скорая помощь (раненому дереву, разрушенному муравейнику)», «Посади дерево», «Берегите ель – красавицу наших лесов» и др.

Нашими воспитателями разработана структура опытно-исследовательской деятельности на экологической тропе. Дети исследуют, какие условия необходимы растениям и животным для жизни, куда девается мусор в почве, кто живет в траве, сколько цветков посетит пчела за одну минуту, сколько разнообразных растений произрастает на участке нетронутой природы, зачем лягушке зеленый цвет и т.д.

На нашей экологической тропе «Любознайка» 12 остановок:

• Альпийские горки

• Красная книга

• Мир насекомых

• Музей природы

• Правила поведения в природе

• Деревья и кустарники

• Сад и огород

• Друзья птиц

• Живой барометр

• Природа – наш целитель

• Растения водоемов

• Растения лугов

Остановка «Мир насекомых».

На участке д/с оборудованы «дома» для насекомых. Пень – жилище для мелких организмов: насекомых, пауков, грибов, лишайников, мхов и многих других. Он постепенно разрушается, превращаясь в труху. Наблюдения за пнем помогают детям понять круговорот веществ в природе. Обитатели пня: на коре яркими желтыми пятнышками сверкает лишайник – степная золотянка. Гриб трутовик разросся красивыми серо-коричневыми оборками. Под корой поселились мокрицы, жуки-дровосеки, жуки-усачи и другие насекомые. В солнечный день на пне можно встретить клопов-солдатиков, муравьев. Это объект исследования для детей старшего дошкольного возраста.

Большие цветники, рабатки, альпийские горки, участки нетронутой природы, привлекают во время цветения растений-медоносов (душицы, тысячелистника, донника, цикория и т.д.) множество жуков, пауков, бабочек, шмелей, пчел, ос и других насекомых. На зеленых газонах стрекочут пестрые и зеленые кузнечики, кобылки, летают стрекозы. Отвернув камень, можно увидеть большую черную жужелицу или другого жука.

Остановка «Деревья и кустарники».

Рябина красная – гордость нашего детского сада.

Рябина – неприхотливое, красивое во все времена года дерево, очень полезное для зрения ребенка.

Пестрота дерева создает расчлененный фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономичном режиме.

Для каждой возрастной группы определены цели и задачи тематических экскурсий с учетом времени года. Дети исследуют листья и ягоды, выясняют, какие животные и птицы ими питаются, и почему ягоды рябины красные. Рассматривают ягоды обычным способом и через лупу. На примере рябины изучается явление листопада, наблюдение, как меняют листья окраску осенью. Дети сравнивают живые и опавшие листья.

Рябиновая аллея воспитывает эмоционально-положительное, бережное отношение к природе вокруг нас.

Я предлагаю создать на экологической тропе своеобразный музей дерева. Можно сделать на деревья таблички, на которых поместить информацию о дереве, как о виде, истории его произрастания на нашем участке, о том, кто конкретно, какая группа и воспитатель заботятся об этом дереве, каких насекомых, птиц заметили на этом дереве, на что необходимо обратить внимание при уходе за ним (весной побелка, обрезка, зимой – сгребание снега к стволу и т.д.).

Остановка «Друзья птиц».

Благодаря специально оборудованным кормушкам, домикам, поилкам на участке детского сада всегда много птиц: голуби, воробьи, галки, сороки, вороны, грачи, трясогузки, жаворонки, овсянки, славки садовые, снегири, синицы, свиристели, щеглы, дрозды многие другие. Несколько лет назад мы услышали странные звуки, словно кто-то что-то спрашивал: «Чё-чё-чё», потом все деревья покрылись ярко-красными птицами – это прилетели редкие гости – чечетки. Особенно хорошо они смотрелись на ели! До страшного урагана 2007г., когда гордость нашего детского сада – черемуха – была в целости и сохранности, в начале лета среди ее ветвей пел соловей. Надеемся, что черемуха вернет свою былую красоту, и соловей вернется.

Остановка «Растения водоемов».

Наш водоем находится под ветвями ивы, которые прикрывают его от солнца, от посторонних глаз, создавая атмосферу защищенности и покоя. Красоту водоема подчеркивает альпийская горка с хорошо подобранными растениями. Среди камней эффектно выглядят широколистный бадан, очиток, люпин, папоротник, живучка. Своим цветением нас радуют с ранней весны до поздней осени хризантемы, портулак, пеларгония. Дети любят приходить сюда, наблюдать за красотой этого места.

Прогулки по экологической тропе нравятся и взрослым, и детям. Днем дети внимательно слушают, наблюдают и изучают природу, а вечером они сами становятся экскурсоводами для своих родителей.

Ведущий:

Природа – источник познания.

В природе все меняется ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники. Дети узнают, что Солнце является источником тепла и света на Земле, что растения дышат и растут, что холодная снежинка, коснувшись теплой ладошки, превращается в капельку воды и многое-многое другое. Важно воспитать у детей познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше. Встреча с природой всегда праздник и новый шаг к познанию мира.

Эксперимент – наиболее наглядная форма познавательной деятельности. Особенно она незаменима при расширении знаний об окружающей среде. К сожалению, некоторые педагоги испытывают затруднения в организации и проведении опытов. Помочь преодолеть эти трудности постарается Л.Г.Ведякина. Она проведет мастер-класс «Эксперимент как наглядная форма познавательной деятельности дошкольников».

На современном этапе все больше внимания уделяется практической поисково-исследовательской деятельности.

В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование как форма этой деятельности. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает.

Вместе с тем детское экспериментирование как форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется еще не достаточно широко, хотя является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность.

В рамках исследовательского подхода обучение идет :

С опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира.

Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности.

Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

Основные характеристики детского экспериментирования:

1. Детское экспериментирование — особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы: целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.

2. Формы экспериментирования (познавательная и продуктивная). В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение:

§ новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования),

§ на получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования).

Роль педагога в повышении активности ребенка в познавательно-исследовательской деятельности:

Обеспечивает интерес к предстоящей деятельности через:

- мотивацию,

- образность, эмоциональность,

- значимость и необходимость участия каждого в деятельности.

Стимулирует исследовательское поведение ребенка в ходе поиска способа выполнения («Как?», «Что узнаешь при этом?»);

Обсуждает с детьми возможные варианты поиска, прогнозирования и результата («Если так, то...», «Что изменится, если...»);

Помогает составлять алгоритм, уточнять правила и ограничения (схемы, знаки, чертежи);

Использует приемы развития творческого воображения (РТВ), творческой педагогики. Накопление ребенком опыта инициативного поведения в познавательной деятельности, как правило, становится его личным достижением и переносится в другие образовательные области (труд, коммуникация, социализация и др.).

Структура проведения исследовательских занятий

Постановка исследовательской задачи

Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия).

Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования

Уточнение плана исследования

Распределение детей на группы

Выбор оборудования, самостоятельное его размещение в зоне исследования.

Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования

В экспериментальной деятельности у детей развивается умение:

Видеть проблемы — интегративное свойство мышления.

Выдвигать гипотезы, строить предположения.

Задавать вопросы. Познание начинается с вопроса, которое направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждает потребность в познании и приобщении к умственному труду.

Оперировать понятиями «явление», «причина», «следствие», «событие», «обусловленность», «зависимость», «различие», «сходство», «общность», «совместимость», «несовместимость», «возможность», «невозможность» и др.

Классифицировать. Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы; классификация устанавливает определенный порядок и разбивает рассматриваемые объекты на группы.

Наблюдать. Наблюдение — это вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью, выражается в ясно осознаваемой практической, познавательной задаче, что и отличает наблюдение от простого созерцания.

Делать выводы и умозаключения. Любое исследование теряет смысл, если не сделаны выводы и не подведены итоги; вывод - это заключительное суждение о результатах проведенной работы.

Способы фиксации результатов исследования:

- диагностирование

- зарисовка опытов

- оформление книги

- составление рассказов

- продуктивная деятельность (изготовление коллажей, аппликации, рисование)

Мастер-класс «Элементарный опыт «Фруктовые соки».

Ведущий:

Как вы думаете, в чем различие между био-эко-центризмом и антропоцентризмом в экологическом воспитании?

(Антропоцентризм – это по сути потребительский подход к экологическому воспитанию. В соответствии с ним человек считался хозяином природы, способным изменить ее для удовлетворения своих потребностей. Био-эко-центризм предполагает приоритет не социально-экономических, а природных факторов. Конечной целью его является также человек, но не прямо, а опосредованно, через сохранение его среды обитания.)

Совершенно верно. Г.А.Ягодин отмечал: «Мы должны вновь и вновь задавать себе извечные вопросы: кто мы? Дети природы или ее властелины? Зачем пришли в этот мир? Потреблять или создавать?»

В настоящее время существует определенное противоречие между целями и задачами экологического воспитания дошкольников и его содержанием. Суть противоречия заключается в том, что декларируемые цели и задачи экологического воспитания базируются на био-эко-центризме, а отбор содержания и методик нередко производится на основе антропоцентризма.

Существует несколько стереотипов в содержании экологического воспитания. Давайте попробуем рассмотреть некоторые из них.

Стереотип «человек-царь, хозяин природы».

В соответствии с этим подходом человек представляется мерой вещей, а объекты окружающей природы оцениваются с точки зрения опасности или полезности для людей; предполагается, что человек может изменять природу для создания наиболее комфортных для своей жизни условий, без учета природных закономерностей.

Чтобы рассмотреть второй стереотип, я предлагаю послушать видео интервью наших воспитанников «Полезный - вредный».

(просмотр видео интервью)

Стереотип «вредные и полезные животные, растения» до сих пор широко распространен в классификации живых организмов (вредные, опасные, полезные) и отражает потребительский подход к природе. В результате у дошкольников уже на подсознательном уровне формируется негативное отношение к хищникам, ядовитым растениям, грибам. Зачастую, дети оказываются в сложном положении: вначале им рассказывают об опасности ядовитых грибов, а затем – о том, что ко всем грибам нужно относиться бережно; волки являются санитарами леса, поедая слабых, больных животных, но крадут овец. Вредные животные в представлении дошкольников должны «исправиться», «стать хорошими». В результате дети делают вполне логические выводы: чем меньше «вредных» животных, тем лучше, поэтому они не нуждаются в бережном отношении и охране.

Стереотип «в уходе нуждаются те объекты, которые используются человеком».

Часто мы слышим: «Лес – наше богатство. Он дает нам ягоды, грибы, орехи», «Природа – наше богатство, потому что она дает нам...», «Белое море – это сокровищница... Но главное богатство – это рыба». В результате такого экологического воспитания у детей формируется потребительское отношение к окружающему миру, представление о необходимости бережного отношения только к тем объектам природы, которые имеют практическое значение, и необязательности такого отношения к «бесполезным» для него объектам, что противоречит идее самоценности всех видов без исключения.

Существует и стереотип «помогать природе», «улучшать природу», «умножать ее богатства».

С эти стереотипом сложнее всего расстаться. Трудно осознать и признать тот факт, что природа живет по своим собственным законам, прекрасно обходится без человека. Иногда его стремление помочь оборачивается непредсказуемыми последствиями, так как помощь эта не учитывает природные закономерности. Приведем пример. Сажать деревья – это хорошо или плохо? Естественно, мы сажаем деревья в городе, это прекрасно, таким образом, мы улучшаем среду своего обитания. Но при этом надо знать, где, когда и какие растения сажать. Ведь ни для кого не секрет, что многие из них погибают, потому что не были учтены требования этих растений к условиям обитания.

Несомненно, нужно помогать животным, растениям, живущим рядом с нами, заботиться о них; это могут быть деревья возле нашего дома, растения цветника, голодающие зимой городские птицы – словом те, чье благополучие зависит от нас, от наших действий. Уход за живыми организмами, забота о них оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребенка. Но при этом он должен понимать: в дикой природе помощь человека, если она действительно необходима, должна быть хорошо продуманной. В природе многие правила, многие законы не могут быть оценены с точки зрения человеческой морали. В естественных условиях любая деятельность и «помощь» должна строиться с учетом законов самой природы.

Таким образом, в экологическом воспитании дошкольников необходима смена старой, традиционной антропоцентрической парадигмы на новую, биоцентрическую, что предполагает отказ от ряда сформировавшихся в предыдущие годы стереотипов. Природа не должна рассматриваться только с утилитарной точки зрения. Прежде всего, необходимо показать детям ее уникальность, красоту и универсальность (природа – среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только затем – объект человеческого потребления). Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то дает, а потому что она самоценна!

Проект решения педагогического совета

1. Разнообразить видовой состав ботанической коллекции в уголках живой природы в соответствии с возрастными особенностями развития детей.

2. Использовать метод рисования песком на занятиях по ознакомлению с природой.

3. Создать на экологической тропе «Любознайка» «Музей дерева» с соответствующими атрибутами.

4. Пополнить на экологической тропе «Любознайка» оборудование остановки «Метеоплощадка» предметами для исследовательской деятельности.

5. Регулярно использовать элементарные опыты и эксперименты для развития познавательной деятельности дошкольников.

6. Подготовить консультацию для родителей по экологическому воспитанию дошкольников с позиции новой парадигмы самоценности природы.