Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка Детский сад №7 «Улыбка» города Бирска

Муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Познание» (формирование целостной картины мира)

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Подготовила: воспитатель О.А.Калиева

 

Бирск – 2012г.

Интегративные качества:

«Любознательный, активный» - проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками» - владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Интегрированные задачи:

«Познание». Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение.

Расширять представления о злаках, их выращивании и употреблении. Развивать умение обследовать и сравнивать колосья злаковых культур (рожь, пшеница). Знакомить детей со свойствами муки через экспериментирование.

Воспитывать интерес к труду взрослых, воспитывать бережное и уважительное отношение к хлебу.

«Коммуникация». Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником.

«Здоровье». Дать представление детям о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания. Формирование мелкой и общей моторики.

Материалы: колосья ржи и пшеницы, зерна, мука, лупы, сито, песочное тесто, формочки для выпечки печенья, влажные салфетки на каждого ребенка: фартук, головной убор.

Оснащение: проектор, презентация с фотографиями, выставка книг, выставка рисунков «Хлеб наше богатство», выставка работ из соленого теста «Колосья».

Предварительная работа: проращивание зерен ржи и пшеницы, чтение произведений: В.А. Сухомлинский «Как из зернышка вырос колос», «Хлеб – это труд», Г. Юрмин «Комбайнеры», М. Глинская «Хлеб», М. Пришвин «Лисичкин хлеб» и др.; рассматривание иллюстраций; рисование и лепка «Колосья»; заучивание стихотворений, объяснение пословиц и поговорок о хлебе, экскурсия в пекарню.

Ход:

I часть.

Воспитатель:

- Сегодня мы будем проводить исследования как настоящие ученые. Представьте, что мы с вами находимся в лаборатории. Что мы будем исследовать, вы должны отгадать загадку.

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

И стоит новый дом на столбе золотом.

Дети:

- Мы будем исследовать колосья. (слайд 1)

Воспитатель:

- Совершенно верно. Мы с вами уже знакомы со злаковыми культурами (пшеница, рожь) из которых выпекают хлеб, знаем, откуда пришел хлеб, как делают хлеб, о его роли в жизни людей.

Мы постараемся узнать, как устроены колосья ржи и пшеницы, познакомимся со свойствами муки, вспомним, какие условия необходимы для роста и развития растений. Давайте их рассмотрим. (1-2 минуты рассматриваем). Расскажите, чем отличаются колосья ржи и пшеницы.

Дети: Стебель пшеницы толще, а ржи тоньше. Колос пшеницы короче, а ржи длиннее. У колоса ржи есть усы, а у пшеницы их нет.

Воспитатель:

- А теперь подумайте и скажите, чем они похожи?

Дети:

- У них есть стебель, листья, много зерен в колосе.

Воспитатель:

- Перед вами тарелки с зернами пшеницы и ржи. Рассмотрите внимательно зёрна через лупы. Постарайтесь определить, где пшеничные зерна, а где ржаные. Чем отличается зерно пшеницы от зерна ржи? (слайд 2)

Дети: Ржаное зерно длиннее и тоньше, чем пшеничное; пшеничное зерно круглее, толще, чем ржаное.

Воспитатель:

- Сравните их по цвету.

Дети:

- Ржаное зерно светлее, чем пшеничное.

Воспитатель:

- Тогда как объяснить, почему мука ржаная темнее, а пшеничная мука светлее?

Дети: (....)

Воспитатель:

- Оказывается в муке есть такие вещества – клейковина и клетчатка. Клейковина белого цвета, клетчатка – желтого. В пшеничной муке много клейковины и мало клетчатки, поэтому она имеет белый цвет. А в ржаной муке много клетчатки, но мало клейковины, поэтому она ржаная мука темнее.

Воспитатель:

- Положите любое зернышко на ладошку. Опишите (по схеме) (слайд 3), какого оно цвета, величины, какое на ощупь, твердое или мягкое, легкое или тяжелое?

Дети:

- Зерно желтого цвета, маленькое, гладкое, твердое, легкое.

Воспитатель:

- Ребята, какую муку получают из этих зерен?

Дети:

- Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку.

Воспитатель:

- А что пекут из пшеничной муки?

Дети: Из пшеничной муки выпекают пшеничный хлеб, булки, баранки, сушки, кексы, печенье, пирожное, торты. (слайд 4)

Воспитатель:

- Оказывается, пшеница делится на сорта: мягкие и твердые. Мягкие сорта пшеницы предназначены для получения хлебобулочных изделий, а твердые сорта для пшеничной, манной крупы и макаронных изделий. (слайд 5)

Воспитатель: А что пекут из ржаной муки?

Дети: Из ржаной муки пекут ржаной хлеб.

Воспитатель: Много видов ржаного хлеба: Бородинский, Московский, заварной, диетический. (слайд 6)

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нам хлеб?

Дети: Хлебом питаются люди, это самый главный и ценный продукт. Он составляет основу всего питания человека. В нем много витаминов В1, В2, РР, Е, минералов медь, селе, магний, кобальт, цинк и других.

Воспитатель: А сейчас, мы превратимся в маленькие зернышки. Вставайте в круг.

Физкультминутка

Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)

Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки).

Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).

Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)

Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)

Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).

Не один уже, а вот сколько их растёт (взялись за руки в кружок)

Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки).

А однажды на поле гляну поутру (повороты в сторону),

Как один я, столько хлеба соберу. (развели руки в стороны).

На моей ладошке хлебное зерно...(показали на ладошке зёрнышко),

Посажу- ка в землю - пусть растёт оно! (присели на корточки).

II часть.

Воспитатель:

- Сейчас дети нам расскажут сказку о пшеничных зернышках. (слайд 7)

Дети: (слайд 8) Жили - были семена пшеницы. Они были такие маленькие и сухие. Вот такие.

(слайд 9) Жили зернышки в темном маленьком домике. А домик быт такой (показывает на фото с колосьями пшеницы)

(слайд 10) Однажды домик раскрыли и вытащили оттуда зернышки. «Ой, куда нас несут?» - возмущались зернышки.

(слайд 11) Положили зерна в тарелочки. Мы захотели напоить зернышек, но одна тарелочка с зернами пить не захотели, а во второй тарелочке зернышки обрадовались.

(слайд 12) Через два дня мы понаблюдали зернышки, которые не хотели пить были все такие же, а другие зернышки набухли стали пузатенькие и выросли хвостики, показался первый росток, потянулся к солнышку. Потом мы приготовили новые домики – горшочки.

(слайд 13) Взрыхлили почву. И положили зернышки из первой тарелочки в темную землю. Во второй тарелочке зернышек было много и поселили в два горшочка. Обсыпали землей.

(слайд 14) Сверху хотели полить водой, но первый горшочек пить не захотел, а второй и третий обрадовались и согласились. Им стало тепло и уютно.

(слайд 15) Дни шли. И на шестой день в первом горшочке ничего не происходило, а во втором и третьем горшке каждое зерно пустило корешок, а наверх вышли дружные всходы - нежные зеленые ростки, выглянули на белый свет, стали дружно тянуться к теплу. Здесь им было светло и уютно.

(слайд 16) Прошло еще несколько дней. Первый горшочек стоял все также, а второй и третий вытянулись и стали большими. И вдруг растения во втором горшке сказали: «Мы хотим спать!». Тогда мы накрыли их непрозрачным ведром.

(слайд 17) Через несколько дней в одном горшочке все было без изменений, во втором горшочке ростки стали расти медленнее и были бледные. А в третьем горшочке растения выросли большие. Это настоящее волшебство!

Воспитатель:

- Что необходимо для роста и развития растения?

Дети:

Для роста и развития растения необходимо - вода, земля, тепло, солнечный свет и заботливые руки.

III часть.

Воспитатель: Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай.

Колоски созреют, соберут и повезут зерна на элеватор (зернохранилище) сушить, затем на мельницу, зерна смелют в муку.

Воспитатель:

- Внимательно рассмотрите муку, потрогайте, понюхайте, попробуйте на вкус. И расскажите, какая она. (слайд 18)

Дети: - Мука белого цвета, не имеет запаха, легкая, рассыпчатая, мягкая, мелкая, приятная, пушистая, сухая.

Воспитатель:

- Сейчас с помощью весов я предлагаю вам сравнить, что тяжелее – стаканчик с водой или стаканчик с мукой.

Дети: Мука легче воды.

Воспитатель: Попробуем замесить тесто: на столе стоят два стакана: с водой и с маслом. Девочки замесят муку в стакане с водой, а мальчики с маслом. Потрогайте и скажите, какое тесто получилось?

Дети: В стакане, где замешивали муку с водой - мука растворилась, тесто стало белым, липким, мягким, гладким, легко мешать.

В стакане, где замешивали муку с маслом - тесто жирное, густое, тягучее, ароматное, трудно мешать.

Воспитатель: Оказывается, в муке есть такое вещество - клейковина. Клейковина формирует тесто. В процессе приготовления маленькие частички слипаются друг с другом, и образуется упругая, эластичная масса.

Воспитатель: С чем было труднее мешать муку? Почему?

Дети: Трудно было мешать муку с маслом, потому что масло твердое, а вода жидкая.

IV часть.

Воспитатель:

Я приготовила заранее песочное тесто, я предлагаю вам испечь песочное печенье. Как вы думаете, что нам для этого нужно? (слайд 19)

Дети:

- Нам нужны: доска, скалка, тесто, головной убор.

Воспитатель:

- С чего мы начнем?

Дети:

- Раскатаем тесто во все стороны. Формочками вырежем фигурки, а оставшееся тесто опять раскатаем.

Противень смажем маслом. Печенье положим на противень и понесём на кухню для выпечки. Повара помогут нам его испечь.

Анализ:

Воспитатель:

- Вот и подошло к концу наше исследование.

- Что вы узнали нового?

- Какие эксперименты вам больше всего понравились?

- Вадим, чей ответ тебе больше всего понравился сегодня и почему?

- Алия, как ты думаешь, ты справилась сегодня со всеми заданиями или что-то показалось тебе трудным?